www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
15.05.2018 12:09

Президент сказал — фермер сделал

Согласно стратегической инициативе, озвученной президентом РФ, экспортные показатели аграрного сектора уже к 2024 году должны достигнуть 45 млрд. долларов.

2017 году прирост экспортных показателей на величине 20 млрд. долларов, что в сравнении с цифрами 2016 года свидетельствует о росте примерно 20%.

У подобных явлений есть объективные основания, в частности – обвал курса рубля, который сделал отечественную продукцию конкурентоспособной за рубежом. Кроме того, рост инвестиционной привлекательности обеспечил развитие АПК даже в кризисный период, увеличив производственные объёмы и стимулировав налаживание логистических путей.

Тем не менее, ещё в начале нынешнего года озвучиваемые планы были ощутимо скромнее. Так, к 2025 году показатели планировалось довести только до 30 млрд. долларов. Выступая на Российском инвестиционном форуме, Джамбулат Хатуов, первый заместитель министра сельского хозяйства, отметил, что это вполне достижимая величина, а также предположил, что она вполне может быть увеличена.

Стоит отметить, что рассмотрение экспортных показателей в валютном выражении не даёт объективной оценки. Так, при анализе результатов, достигнутых в 2017 году, Дмитрий Рылько — гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка, отмечал, что укрепление курса рубля может препятствовать достижению рекордных величин в денежном эквиваленте.
Способствовать наращиванию поставок за рубеж должна реализация приоритетного проекта «Экспорт продукции агропромышленного комплекса», в тексте которого отмечается наличие объективных препятствий на этом пути. В частности, говорится о том, что имеющиеся транспортные и логистические системы не обеспечивают рентабельности поставок, например, зерна из регионов Сибири. В то же время отмечается, что для обеспечения необходимого уровня доходности целесообразно развивать инфраструктуру для хранения сельскохозяйственной продукции, чтобы обеспечить равномерность объёмов реализации в течение года. Это не только позволит избежать обвала закупочных цен из-за стремления максимально оперативно реализовать урожай, который негде хранить, но и стабилизирует загрузку основных экспортных коридоров, зернопогрузочных терминалов, а также железнодорожного подвижного состава.

Имеющиеся сложности уже заставляют рассматривать альтернативные пути поставок, в том числе и в Китай, стремясь задействовать даже каспийские порты. Что касается железнодорожных маршрутов, то на начальном этапе наблюдался дефицит специализированных вагонов из-за не достаточно эффективной их оборачиваемости, после чего вопросы возникли уже к срокам и стоимости поставок. Тем не менее, рост объёмов зерновых, отправленных таким путём, вырос в среднем на 10%. Что же касается суммарных величин, то от всего объёма перевезённого зерна только 20% транспортировались посредствам железных дорог.

В текущем году определённые опасения вызывает изменение транспортных потоков в Ростовской области в связи с проведением Чемпионата мира по футболу. Логистические сложности автоматически скажутся на темпах наращивания экспорта, ввиду чего ожидать значимого единовременного прироста пока не приходится.

Оказать значимую поддержку аграриям, за счёт которой и были достигнуты столь высокие показатели, удалось только благодаря продовольственному эмбарго, ставшему ответом на регулярно ужесточающиеся санкции. В то же время налаживание экономических связей в нынешних условиях предопределяет необходимость смягчения подобных мер, так что конкурентное преимущество отечественного АПК достаточно скоро будет нивелировано. Речь, в первую очередь, идёт о таком поставщике как Турция, которая ввиду стремления наладить газовые поставки через её территорию получила мощный рычаг воздействия на российскую политическую элиту.

Одновременно с этим не стоит забывать и об открыто озвучиваемых целях и задачах, которые стоят за инициированной США санкционной политикой, а именно – ослабление экономики России как на сырьевом направлении, так и на любом другом. Учитывая этот фактор, становится очевидным, что российское сельское хозяйство, привлекающее в данный момент значительные кредитные средства, становится приоритетной целью для внешнеполитической конфронтации.

Меры стимулирования и механизмы оперативного решения проблем экспорта

Директор по маркетингу и стратегии SmartSeeds Андрей Сизов отмечает, что существующие зерновые терминалы и так работают круглогодично с максимальной загрузкой, а отсутствие системы управления очерёдностью погрузочно-разгрузочных работ провоцирует многокилометровые пробки и снижение темпов поставок. В таких условиях даже малейшее усложнение ситуации может иметь критические последствия. По его мнению, нивелировать остроту проблемы могло бы внедрение системы электронной очереди с оперативным уведомлением транспортников.

Осознавая, что организационными мероприятиями решить проблемы не удастся, Минсельхоз уже к 2020 году намерен создать новые перевалочные терминалы на границах РФ суммарной мощностью 44-54 млн. тонн зерна. При этом ведомственный приказ предусматривает распределение данных объектов по портам Дальнего Востока, Краснодарского края и Балтийского бассейна.

Для диверсификации поставок и обеспечения независимости от традиционных рынков сбыта создаётся Забайкальский зерновой терминал, ориентированный на поставки в Китай.
Мощность терминалов хранения в непосредственной близости от Азово-Черноморского бассейна будет увеличена до 40-45 млн. тонн, будут созданы зернохранилища на Балтике вместимостью 1 млн. тонн.

Уделяется внимание и глубокой переработке. По мнению исполнительного директора Масложирового союза Михаила Мальцева, экспорт данного вида продукции уже в ближайшее время может быть увеличен в 2,5 раза. Это достигается не только за счёт расширения мощностей и вывода на рынок новых видов продукции, но и за счёт консолидации его игроков.

Рассматриваются инициативы по привлечению внутреннего водного транспорта, который на сегодняшний день перевозит лишь 5% сельскохозяйственной продукции. Предлагается обеспечить 100% субсидирование железнодорожных перевозок в южные порты, чтобы стимулировать экспортные поставки.

Таким образом, при сохранении текущей внешнеполитической конъюнктуры, а также успешной реализации намеченных программ нарастить экспорт сельскохозяйственной продукции отечественным аграриям вполне по силам.

Темы публикации:Экономика
География:Россия
Комментарии